Композитор Елена Дединская
       О СЕБЕ    МУЗЫКА    СТАТЬИ    МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ    КОНТАКТЫ
Документы, статьи

     
   
 

Хочу предоставить вашему вниманию выдержку из статьи, опубликованной в 2003году к 13-ой конференции МПОМТ, где в кратком изложении привожу механизм действия музыки на организм человека (его психическую и физическую состовляющие).

Для снятия эмоционального повреждения и нормализации психо-эмоционального и соматического статуса одно из главных направлений должна занимать музыка или как сейчас принято называть –«музыкальная терапия». Если мы будем рассматривать человека как кибернетическую систему то, ограниченность системы от внешней среды ставит предел способности к внутренней эволюции организма с сохранением его индивидуальности как отдельной системы. В общем, виде этот феномен известен как второй закон термодинамики, указывающий на неизбежность накопления хаоса со временем в любой ограниченной от внешней среды системе. Живые системы, с этой точки зрения, активно уменьшают свою термодинамическую энтропию и поэтому не являются закрытыми. Это положение можно интерпретировать так: живым системам необходимо взаимодействие с внешней средой - концепция единства организм-среда. Музыка и является тем информационным каналом не доступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово. Даже когда человек находится в коме, единственным связующим звеном между человеком и окружающим его миром, и способным вывести из этого состояния является музыка. Еще А. Менегетти говорил, что ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учит не слова, а звуковые формы. А из этого следует, что музыка есть первичный язык. Думается, что можно расширить формулировку и сказать, что музыка является изначальным языком человечества. В зависимости от высоты звука, темпа, ритма, создается бесконечное количество комбинаций, которые и несут нам всю информацию гораздо быстрее и больше чем слово. На перспективность вибрационного способа передачи информации указывал еще классик-кибернетик Н. Винер. Следовательно, при нарушении приема вибрации и обработки полученной информации, и происходит срыв адаптационных механизмов организма. Вот здесь и хотелось бы заметить, что музыка на всех действует одинаково, а все разнообразие восприятия разными людьми того или иного произведения и как следствие различные эмоциональные реакции на них обуславливаются наличием многоплановых комбинаций функциональных блоков. С позиции теории Джемса-Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом: раздражитель – возникновение физиологических изменений – сигналы об этих изменениях в мозг – эмоция (эмоциональное переживание). Можно предложить следующую схему, из которой видно, как и на каком этапе нарушение баланса между любыми участками внутри данной схемы и дает нам все то разнообразие психо-соматических расстройств.

Вибрация: внешняя и внутренняя поступает Информация в подсознание получаем Эмоциональный ответ обработка Сознание в слово

Музыка действует по двум направлениям на человека:

  1. Как вибрация на комплексную систему - человек.
  2. Как смысловая информация.

Под вибрацией можно понимать физическое воздействие звука на организм. И здесь конечно важно чтобы звуковоспроизводящая аппаратура была как можно с большим спектром воспроизведения.

  А в плане поступления смысловой информации, музыку можно разделить условно на две категории:

  1. Музыку, несущую только смысловую информацию. К ней можно отнести всю медитативную музыку (индийские Раги, бубны шаманов и т. д.)
  2. Музыку, несущую смысловую информацию, направленную на получение конкретной эмоциональной реакции. Сюда можно отнести всю классическую музыку, песни, этническую музыку.

 Основной эффект в том, что когда мы слушаем музыку то проживаем вместе с ней различные эмоции, которые вызваны ситуациями в нашей жизни. И многие проблемы, вызванные негативными воспоминаниями, получают свое решение. И в результате мы достигаем состояния внутренней гармонии.